Аниме - это анимация, созданная в Японии, примерно, с 1917 года. Вначале это были маленькие фильмы длиной от одной до пяти минут. Самым первым японским анимационным фильмом считается "Новый альбом набросков" ("Дэкобоко Син Гатё", 1917) Дэкотэна Симокавы. Он рисовал мелом на черной доске и снимал свои рисунки на пленку. К сожалению, они не сохранились. Уже в 1920-е годы обычная длина анимационного фильма в Японии не превышала 15 минут. Практически вся тогдашняя анимация делалась в крошечных домашних студиях художниками-одиночками и финансировалась кинематографическими и кинопрокатными фирмами в обмен на право проката. В связи с затруднением финансирования, аниматорам приходится компенсировать качество количеством, не имея возможности несколько лет заниматься производством одного фильма.
Японская анимация существенно отличается от американской. Это связано, прежде всего, с иными культурными традициями и графики, и сюжета. В аниме не чувствуется традиция мюзикла, как в американских фильмах, а, напротив, здесь они существенно серьезнее, а сюжеты - драматичнее.
Создатели аниме менее склонны к техническим экспериментам, чем аниматоры других стран, зато уделяют много внимания созданию привлекательных и интересных образов персонажей и разработке сюжета. Поэтому дизайнеры в аниме важнее аниматоров.
Главная особенность, отличающая мангу и аниме от их западных аналогов, это развитый символическо-графический язык, позволяющий несколькими штрихами передать довольно сложные эмоции или выразить характер героя.
Сюжеты ТВ-сериалов строились по принципу эпизодности. Зритель мог посмотреть только первые серии и последние, в которых наступала развязка. Между ними же шло множество серий, каждая из которых представляла собой отдельную историю из жизни главных героев, поэтому их можно было пропускать. Постепенно наблюдалось развитие сюжетов в сторону единых длинных "саг", в которой каждая серия - продолжение сюжета предыдущей. В настоящее время оба вида ТВ-сериалов счастливо сосуществуют.
Сёдзё-аниме - это аниме для старших девочек и девушек-продростков. Как правило, в нем имеются два главных признака - романтическая история и поиск главной героиней своего места в обществе. Здесь главному герою не нужно изменять себя, а необходимо всего лишь смириться с теми изменениями, которые происходят с ней помимо ее воли (отражение физиологической стороны процесса взросления), осознать их и научиться их контролировать. Часто в сёдзё-аниме используется мотив "внутренних ресурсов" героини - умения или таланта, который она раньше не использовала или не знала о его существовании, который помогает ей приспособиться к тем условиям, в которых находится героиня.
Манга - это комиксы, созданные в Японии. Слово "манга" придумал знаменитый художник Кацусика Хокусай в 1814 году, и означает оно "гротески" или "веселые картинки". Но сами японские комиксы существовали с давнего времени. Самым первым комиксом в истории Японии считается "Веселые картинки из жизни птиц и зверей" ("Choujuugiga"), который создал монах буддист Какую (или Тоба) в XII веке.
Создатель манги называется "мангака". Обычно один человек и рисует комикс, и пишет тексты, но встречается и групповое творчество, но не более 3-4 человек. Помимо профессиональной манги, существует и любительская - додзинси. Многие мангаки начинали как создатели додзинси.
Самый большой вклад в развитие манги вложил Тэдзука Осаму, вместе со своими учениками он сделал ее основным направлением массовой культуры.
Манга почти вся черно-белая, за исключением обложек. Большая часть манги - это сериалы "с продолжением", печатающиеся в газетах или (чаще) в еженедельных или ежемесячных журналах.
Журналов, печатающих мангу, в Японии множество, и, каждый из них ориентирован на определенную аудиторию.
Многие аниме - это экранизации популярной манги, и они не соревнуются, а поддерживают в коммерческом отношении друг друга.
Главная особенность отличающая японское аниме от остальных - это большие выразительные глаза персонажей.
Еще в VIII веке в Японии сформировались представления о мужской и женской красоте. В отличие от России (славянских стран), в культуре которой восхвалялась красота мужественная (стать, здоровье, румяное лицо и так далее), в Японии поэтизировалась красота женственная - тонкие черты лица, длинные красивые волосы, тонкая, хрупкая фигура, большие выразительные глаза.
Изначально большие, "светящиеся" глаза персонажей с большими ресницами появились в сёдзё-манге, поскольку они на Востоке традиционно считались красивыми.
Глаза - это центральный объект лица персонажа в японской эстетике (в современной американской эстетике, кстати, таким объектом является рот), что символизирует готовность персонажа к восприятию и созерцанию. Чем пропорционально меньше глаза персонажа, тем менее у него развиты эти способности, поэтому "большие глаза" - это всегда признак юности.
В настоящее время наблюдается значительный прогресс в японской анимации - все больше и больше людей интересуются ею, все больше и больше аниме переводится на русский язык и становится доступным массовому зрителю.